Вода в религиях мира

Во все времена и в разных концах Земного шара люди наделяли воду множеством сакральных смыслов. Вода растворяет, уничтожает, очищает, смывает и восстанавливает. Вода – это жизнь, и в то же время – символ разрушения и смерти. Она – образ иррационального и неуправляемого, но также чистоты, обновления и защиты. Неудивительно, что практически во всех религиозных обрядах мира воде отводилась и отводится важнейшая роль. Точнее – одна из двух основных ролей: "священных вод" и "святой воды".

Священные воды  

С глубокой древности люди обожествляли водные объекты, рядом с которыми протекала их жизнь. Подземные источники, водопады, реки, озёра, моря и, конечно, океаны персонифицировались в более или менее грозных богов и богинь, которых необходимо было задабривать.

В Древнем Египте разлив Нила назывался приходом Хапи – бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Жрецы с большой точностью рассчитывали день прибытия воды, и в канун назначенной даты народ толпился на набережной, ожидая разлива. Народ бурно приветствовал прибывающие валы, которые шли с юга, расплывались, уходили на север. В день разлива Великого Нила египтяне приносили жертвы богу Хапи. В реку бросали свитки папируса с написанными на них перечислениями даров.

В Древней Греции Посейдон – бог морей – почитался одним из верховных богов. В его честь строили храмы и устраивали пышные религиозные процессии. Но был распространён и культ поклонения рекам. Например, древние греки могли перейти реку только после совершения жертвоприношений. Иначе считалось, что это оскорбительно для бога реки. А путешественники не переступали даже мелкую речушку или ручей, предварительно не произнеся молитвы и не омыв руки в их водах.

Древние римляне также видели в родниках и реках либо богов, либо их обиталища. В культе воды они восхваляли энергию, с которой вода, подчиняясь неведомой силе, устремляется из тьмы на белый свет. Поэтому, когда ежегодно 13 октября в Древнем Риме отмечался праздник фонтаналий, посвящённый главному богу источников Фонту, горожане чествовали одинаково и природные источники, и городские фонтаны, и колодцы, и водопроводные трубы, и уличные колонки. Ведь они тоже были обиталищем богов!

Священные воды имеют ещё одну ипостась – первобытной материи, правещества, из которого рождается всё сущее, и куда оно должно вернуться. Так в Индии до недавнего прошлого родившегося младенца в течение первых дней молоком не кормили, а поили водой с мёдом. Считалось, что ребёнок ещё принадлежит водной стихии. Кстати, традиция бросать монетки в водоем, чтобы вернуться, – ни что иное, как современные отголоски тысячелетних традиций обожествления вод.

Святая вода  

Другая роль воды в религиозных обрядах связана с представлением о ней как о символически очищающей материи. В этом случае водная среда становится средством приобщения верующих к сакральным святыням. Священные омовения, которые символизируют омовение души от грехов, предписывались Моисеем, Зороастром и Мухаммедом.

Один из главных обрядов иудаизма – ритуал омовения. Раввины предписывают верующим накануне субботы и других религиозных праздников совершать погружение в микву – бассейн для ритуального очищения, предваряя затем каждую молитву омовением рук. Согласно этому же закону, только «живая» вода – не из-под крана, а из природного источника – способна принести духовное очищение.

По-видимому, от омовений, принятых в Ветхом Завете, произошёл обряд крещения в христианстве. Слово «крещение» – славянский эквивалент греческого βάπτισμα («погружение в воду»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого проповедовал Иоанн. В дальнейшем понятие крещения расширилось. Окунаясь в святые воды во имя Христа, человек не просто «смывал» с себя грехи. Он символически умирал для старой жизни, возрождаясь к новой.

Употребление специально освящённой воды в христианстве восходит ко 2 веку  н. э. Она использовалась для окропления во время воскресной литургии, а позднее – едва ли не во всех обрядах освящения. 

В Православии среди водных обрядов самым известный – Великое водосвятие. В отличие от малого водосвятия, которое может происходить в церкви в любое время, Великое водосвятие совершается раз в год, 18 января по новому стилю, в канун православного праздника Крещения.

С благословения церковного пастыря прихожане устраивают на ближайшем водоёме "иордань" – вырубают прорубь в виде креста. Вырубленный ледяной крест ставят рядом с прорубью. Иногда его заменяют деревянным. Затем происходит "ход на иордань" – торжественная процессия для водосвятия. Священнослужитель, совершающий обряд, троекратно погружает крест в воду при молитвах и пении. Этим он призывает на воду Божье благословение. После освящения воды многие верующие окунаются в прорубь, а те, кто не отважился, стараются хотя бы умыться.

Силами Disqus